Машина подъезжает почти бесшумно – едва слышится шуршание колёс по асфальту. Владелец выходит, открывает неспешно капот, присоединяет коннектор, включает на смартфоне мобильное приложение Charge&Go... и затем идёт на недолгое время отдохнуть в уютную беседку, пока машина стремительно набирается сил для дальнейшего пути.
Всего несколько лет назад можно было бы подумать, что эти строки взяты из фантастического романа. Но нет, электрокары – это уже не обозримое будущее, а реальность. Да и описываем мы вовсе не столичный регион или крупный мегаполис, а повседневность на зарядной станции KRATA Energy в Тамбове.
Ставка на будущее
Станция эта была открыта на территории АО «Пигмент» в сентябре 2021 года. Идея создать в нашем городе современную и удобную станцию для зарядки электрокаров принадлежит генеральному директору предприятия Андрею Утробину.
Много хороших факторов способствовали появлению станции. Предприятие имеет богатую историю, выступает одним из крупнейших в России производителей химической продукции, которая известная и у нас, и по всему миру под торговым знаком КРАТА. Заводу удалось добиться высоких показателей в производстве за счёт надёжной профессиональной команды, постоянного совершенствования технологий и оборудования, а также благодаря внедрению самых строгих и современных экологических стандартов.
Крупному промышленному предприятию требовалась собственная электроэнергия – как для снижения себестоимости, а значит, и большей доступности выпускаемой продукции, так и для сохранения природы. Собственный энергоблок на базе «Пигмента» и позволил в дальнейшем реализовать идею с зарядной электростанцией. И это – тоже шаг в «зелёную» сторону, ведь надо дать дорогу электрокарам, которые не отравляют воздух выбросами. Да, Тамбовщина устойчиво сохраняет первое место в экологическом рейтинге страны, но так будет, пока мы сами прикладываем усилия. А ещё это стало и шагом навстречу будущему. Рынок электрокаров стремительно развивается, автомобили, работающие на электрическом токе, производят в разных странах мира, а с недавнего времени – и у нас в стране. Многие жители нашего региона хотели бы приобрести такую машину, но их долгое время останавливало отсутствие надёжных и удобных зарядных станций. Поэтому открытие KRATA Energy стало ещё и значительным инвестиционным вложением предприятия в инфраструктуру региона, а значит – и в его будущее.
А то, что будущее именно за электрокарами, мы докажем на примерах тамбовчан, которые их уже приобрели и активно используют.
Электрическая «рабочая лошадка»
Многие из нас не то что не садились за руль электрокара, а, может быть, даже их никогда и не видели. Однако это не мешает росту небылиц и мифов об этом чуде техники. Объективности ради мы пытались найти на Тамбовщине разочаровавшегося пользователя электрокара, но нам этого не удалось. А те, кто давно пользуются электромобилями, не только охотно поделились впечатлениями, но также и развеяли некоторые мифы. И один из них – что машина, работающая на электричестве, стоит дорого и по карману только людям весьма обеспеченным. Пример Алексея Комсомоленко доказывает, что электрокар – это вовсе не «дорогая игрушка для богатых», а самая настоящая «рабочая лошадка». С той лишь разницей, что не овёс ей нужен и не бензин, а своевременный заряд электрического тока.
«У нас в семье две машины. Электрокар я приобрёл в 2019 году, отдав за него не так уж и много: около 250 тысяч рублей. Мы взяли подержанную машину, – рассказывает Алексей. – Дело в том, что моя супруга, хотя и имела права, не ездила за рулём около десяти лет, и чтобы она вспомнила и вернула навыки, решили выбрать для неё какую-нибудь не очень дорогую «тренировочную» машину».
Правда, прошло не так много времени, и Алексей решил с женой «лошадками» поменяться. А причина, само собой, в экономии. Дело в том, что наш герой работает в службе доставки, и ежедневно ему нужно отвозить заказы из областного центра сначала в Рассказово, а затем – в Котовск. Это примерно 130 километров.
«Электроавтомобиль, если говорить о расходе топлива, дешевле машины на бензине как минимум в десять раз, – посчитал Алексей Комсомоленко. – Я уже не говорю о том, что нет расходов на масло, фильтры, свечи и всё остальное. Нет коробки передач, а значит, сломаться она не может. Вот уже три года, как у меня электрокар, но не было каких-то существенных вложений».
Сложности были раньше – до того момента, пока не открылась зарядная станция KRATA Energy. Владельцы электрокаров часто покупают оборудование и заряжают машины на дому, но Алексею с этим не повезло в том плане, что живёт на одиннадцатом этаже.
«Да, бывало, спускал вниз удлинитель, вызывая недобрые удивлённые взгляды соседей, но это в прошлом, – признаётся он. – Так как объём аккумулятора у моей машины небольшой, в рабочие дни я приезжаю на станцию дважды. Но мне и недолго нужно, до полного заряда – всего полчаса. Станция очень удобно расположена, до центра города – всего пару минут, и всегда без пробок».
Кстати, это время можно провести с пользой. Одновременно на станции могут заряжаться сразу два электрокара в быстром и медленном режиме, владельцы которых могут отдохнуть, как мы говорили, в уютной беседке. Но это не всё: у завода «Пигмент» есть развитая спортивная инфраструктура, которая находится тут же. Так что можно поиграть в большой теннис, воспользоваться беговой дорожкой, снарядами спортивного комплекса и многим другим. Те, кто интересуются историей и хотят узнать о прошлом и настоящем предприятия нашего города, могут с интересом провести время в информационно-выставочном центре «Пигмента». Или отправиться за покупками.
Зарядил и поехал!
Алексей Комсомоленко добавляет, что в покупке не разочаровался, и в планах – замена аккумулятора на более мощный. Когда он уезжает, на площадке мы встречаем ещё одного счастливого владельца электрокара. Знакомимся и узнаём, что приветливого молодого человека зовут Андрей Илясов, и работает он главным инженером в одном из отделений банка.
«Опыт вождения у меня с 2002 года, а электромобиль купил в 2019-м. Машина у меня прежняя ветшала, и на новую я постепенно копил деньги, присматриваясь к вариантам, что выбрать, – рассказывает он, подключая зарядное устройство к своему серебристому электрокару. – Много читал в интернете про электрокары, взвешивал все «за» и «против» – и решился, о чём теперь не жалею».
У Андрея схожая с Алексеем ситуация: за рулём постоянно и он, и супруга. Но живут они за городом, и каждый день нужно проехать около 15 километров в одну и другую сторону. Да ещё и детей отвезти в детский сад и школу, забрать потом, что тоже прибавляет пути.
«За бензин так можно и всю зарплату отдать, тем более сами знаете, что цены на заправках растут чуть ли не каждый день, – говорит он. – Вот и решил, всё посчитал, и действительно – очень выгодно получилось. Мои коллеги сначала удивились, присматривались так недоверчиво. Но видят, что уже год езжу и не жалуюсь, другой пошёл, следующий. Так что теперь многие хотят моему примеру последовать, совета спрашивают».
Летом Андрей заряжает машину через день, зимой – каждый день. В холодное время запас хода меньше, однако лишние траты на обогрев автовладелец решил с помощью установки автономного обогревателя. Главное же впечатление, по его словам, от самого управления электрокаром. Оно просто непередаваемо словами, утверждает он, это надо попробовать!
«Динамика, разгон, всё совсем другое! Электрокар даёт моментальную отдачу всей мощности, она доступна вся и сразу. И от двигателя нет никакого шума, даже поначалу было непривычно, что едешь, а в салоне так тихо. Ещё один плюс – не надо прогревать мотор, сел и сразу поехал!»
Копеечные расходы
Теперь же о самой заправочной станции. О том, как всё начиналось, нам рассказал начальник отдела развития цифровых технологий, главный инженер проекта «Зарядная станция Krata Energy» Иван Углов.
«Мы основательно искали подходящую нам станцию, присматривались, оценивали, бывали во многих городах. Не устраивало, что мало мощности – нам было нужно, чтобы клиенты могли получить качественный и максимально быстрый заряд. Поэтому в итоге мы остановились на хорошей станции белорусского производства, её мощность – 80 киловатт, – рассказывает Иван, добавляя, что также было немаловажно и то, чтобы станция была максимально универсальная и позволяла заряжать авто европейского, азиатского и отечественного производства. Причём когда мы начинали, в нашем регионе электроавтомобилей китайского производства ещё не было, но смотрели в будущее и оказались правы. Кстати, в будущее смотрели и закладывая мощность – когда электрокаров у нас на Тамбовщине станет больше, то мы сможем довольно быстро и легко найти возможность и расширить количество зарядных устройств на большее число одновременной зарядки машин».
Первое время станция работала в тестовом режиме, и каждый мог зарядить электрокар бесплатно. Позже ввели цену, сделав её не просто низкой, а скорее даже символической: всего-то 4 рубля за киловатт. Стоит ли говорить, что сейчас даже в бытовом обиходе стоимость уже выше. За последнее время, к сожалению, происходило много неблагоприятных социально-экономических скачков и событий в стране и за рубежом, но все они никак не отразились на цене. А всё дело в том, что цель «Пигмента» – не получить ещё один источник дохода, а поддержать экологичную и эргономичную сферу, а значит, помочь будущему. Пожалуй, четыре рубля – это самая низкая стоимость за зарядку электроавто в стране, в других местах цены могут быть от 8 до 15 рублей и доходить даже до 25 рублей за киловатт.
Иван Углов добавляет, что станция оборудована видеокамерами, она находится под постоянной охраной и доступна для пользователей круглые сутки. Иногда проводятся профилактические работы, и о них обязательно заранее сообщают в чате электромобилистов. Так что таких случаев, как на некоторых других станциях, что владелец приехал заряжать машину, а зарядка там почему-то не работала и пришлось вызывать эвакуатор, на Krata Energy не бывает.
Кстати, о том, стоит ли пользоваться той или иной станцией, можно узнать по отзывам и оценкам пользователей популярных онлайн-карт, которыми многие из нас пользуются в сети или ставят их приложениями на смартфоны. Так вот, площадка, созданная на базе «Пигмента», на одной из самых популярных таких карт имеет устойчивую пятёрку.
Возьмём пиццу и поболтаем!
Электрокары всё же пока только набирают популярность, и в нашем регионе их пользователей не так много. Однако они друг друга знают, потому что активно общаются в сети, у них есть свой чат, где делятся мнениями и новостями, если надо – выручают друг друга по разным вопросам. Встречаются они не только в интернете, но и, как теперь говорят, «офлайн», а лучшая площадка для этого – как раз беседка рядом с зарядной станцией KRATA Energy. Да и что может быть проще – взяли сок, пиццу, и заодно – хорошее настроение. Всегда найдутся общие темы, и не обязательно про электрокары.
В прошлом году, например, жители шести городов страны решили провести акцию – встречу автомобилистов. Организаторы события анонсировали её так:
«Если вы владелец электромобиля – приезжайте обязательно, встретите единомышленников разных марок, обсудите актуальные вопросы, поделитесь опытом, заведёте новые ценные знакомства. Если у вас ещё нет электромобиля – приходите, посмотрите, послушаете, потрогаете, прокатитесь, услышите 1000 причин приобрести электрокар! В общем, приходите в любом случае и берите с собой друзей». Электромобильное сообщество Тамбова, конечно же, отозвалось тогда и провело встречу в беседке, обменялись опытом и новостями.
Проводят и мероприятия для тех, кому только предстоит стать автомобилистом в будущем. Так, например, ученики школы № 31 стали участниками научно-познавательной программы «Электричество на колёсах». Ребята смогли не только задать интересующие их вопросы, но и понаблюдать за процессом зарядки электромобиля на станции. Как подчёркивает руководитель предприятия Андрей Утробин, таких познавательных мероприятий для детей и молодёжи будет много.
Дополнительные «пряники»
Тем, кто думает купить электроавто, не стоит беспокоиться о больших расходах на обслуживание – они будут, как мы сказали, копеечными. Упоминали мы и другие плюсы, связанные с тем, что не надо менять многие детали и расходники, как на обычной машине. Каждый владелец машины с двигателем внутреннего сгорания знает печальное правило – нажал на тормоз, считай, вылил на дорогу бензин. С электроавтомобилем всё ровно наоборот – при торможении аккумулятор получает дополнительный заряд.
Но это далеко не всё. Владельцы электрокаров имеют и много льгот. Одни уже введены, другие обсуждаются на уровне Госдумы и правительства страны. Так, например, уже сейчас на электрокаре можно без денег передвигаться по платным автомагистралям нашей страны, а также и не платить за парковочные места, что особенно актуально для крупных городов и тех, кто часто посещает или живёт в столице. В перспективе также предполагается выделение в инфраструктуре российских городов специальных экологических зон, недоступных для въезда «грязного» автотранспорта. То есть на велосипеде, самокате и на электрокаре – можно, а остальным – увы. Ну и, конечно же, транспортный налог – во многих регионах для владельцев машин на электричестве он отменён.
Рынок электрокаров тоже стремительно растёт. Их производят не только за рубежом, но и у нас в стране, в том числе и в соседнем нам Липецке. Развиваются и технологии. Речь не только о ёмкости аккумулятора, которого теперь хватает не на сто, а на добрых семь-восемь сотен километров, но и о таких удобных «изюминках», как проекция дисплея на лобовое стекло машины, встроенные в кресла массажёры и многое другое. Рост производства ведёт к снижению стоимости. Уже сегодня цена на электроавтомобили сопоставима с привычными нам авто на бензине и солярке, и, кто знает, может, будет и ниже. Да и станций для зарядки будет со временем, конечно же, больше, в том числе и у нас на Тамбовщине. Всё это уже не фантастика, как мы сказали в самом начале, а реальность. И наверняка можно предположить, что когда-нибудь у завода «Пигмент» будет установлена доска или даже памятник, сообщающий, что именно здесь была открыта самая первая в Тамбовской области станция для зарядки электрокаров.
Преимущества зарядной станции:
- Совместимость с различными видами электрокаров, разъёмы CCS, CHAdeMO, GB/T, Type2
- Быстрая зарядка постоянным током (80 кВт) по сравнению с зарядками переменным током
- Большая мощность (общая 102 кВт) по сравнению с другими зарядными станциями в регионе и ближних областях
- Одновременная зарядка двух электрокаров постоянным и переменным током
- Удалённое управление и мониторинг зарядкой через мобильное приложение
- Удобная система приёма платежей
- Высокий уровень защиты от всех видов внешних воздействий (климатические факторы, механическое воздействие и пр.)
- Удобное расположение зарядной станции с выделенными местами парковки
- Круглосуточная доступность к зарядной станции
- Охрана и видеонаблюдение на парковке
- Вокруг зарядной станции имеются: место отдыха, туалет, спортивный комплекс, теннисный корт, магазины
- Во время зарядки возможно посетить ИВЦ и погрузиться в промышленный туризм, пройдя экскурсию по «Пигменту»
- Стоимость 1 кВт энергии – 4 рубля, как в бытовой эксплуатации
- Удобное расположение зарядной станции для путешествий по областям
Издание "Аргументы и Факты-Тамбов": https://chr.aif.ru/tambov/na_zaryadku_stanovis_tambovskie_elektromobili_zaryazhayut_na_krata_energy?...